Сказочный мир без очередей виделся в радужных мечтах тем, кто винил коммунистов во всех своих бедах. Однако, годы советской власти сделали свое дело – россияне всегда стоят вплотную к впереди стоящему человеку, даже если их всего двое в кассу. Иностранцев очень удивляет подобное поведение. Как сказал Джереми Кларксон, известный телеведущий BBC, русским, простоявшим в очередях семьдесят лет, известно о них все. Однако, очереди – не «привилегия» русского народа, а поистине интернациональное явление.
Клиентов и покупателей всегда намного больше, чем продавцов и кассиров. Нельзя избежать очереди ни в метро, ни в супермаркете, ни в аэропорту. Даже в женский туалет без нее не попадешь. Международная ассоциация провайдеров Mystery Shopping (MSPA) решила заняться исследованием столь специфического явления. В супермаркеты, банки, почтовые отделения, аптеки и всевозможные билетные кассы направились тайные покупатели, проведя более 2500 замеров. Увы, самые медлительные кассиры работают все-таки в России. Жители этой страны и без всяких исследований это знают. Потратить более 10 минут на обслуживание трех человек – поистине рекорд. Три минуты на покупателя – даже турки, румыны и венгры оказались проворнее. В Греции, Италии и Германии может выстроиться очередь в 5 человек. В Бельгии, Эстонии и Голландии она никогда не превышает двух человек. России досталось 13 место по длине очередей. Однако, радоваться рано – небольшое количество человек в очереди еще не гарантирует ее быстрого продвижения. До последнего времени, российские компании как-то и не волновал вопрос очередей. Сегодня ситуация изменилось. В сервисных центрах, у сотовых операторов и в банках стала применяться электронная очередь. Появилась возможность по телефону или через интернет-сайт записаться на собеседование во многих посольствах. Количество персонала стали менять в зависимости от наплыва посетителей. Но это взгляд на проблему очереди лишь с одной стороны. Попробуем посмотреть на нее глазами покупателя.
Европейцы свое недовольство медлительностью обслуживания вслух стараются не выражать. Чего не скажешь о жителях Латвии, а ведь их кассиры считаются одними из лучших – минута на клиента. Россияне довольно редко предъявляют претензии к администрации, понимая, что та мало чем отличается от своих продавцов и кассиров. Открытие дополнительных касс - максимум чего они могут от нее добиться. А уж мечтать о том, что у прилавка вас будут встречать с улыбкой, и смысла нет. Если в Европе в порядке вещей услышать от продавца слова приветствия или извинения, то в России это еще пока большая редкость.